Общетеоретическая часть:
· История НЛП.
· Этика и экология.
· Новейшие исследования в областях разума и физиологии.
· Трансформационная грамматика.
Навыки:
· Калибровки (физиологических маркеров, предикатов, логических уровней, позиций восприятия, речевых паттернов времени, условий ХСР, метамодельных паттернов).
· Подстройки и ведения на разных уровнях (вербальном и невербальном) по сенсорным предикатам, по ключам глазного доступа, по логическим уровням, по речевым паттернам времени, по позициям восприятия.
· Спецификации цели (ХСР).
· Выявления временной линии.
· Полисенсорного представления информации.
· Вызова и поддержания собственных ресурсных состояний.
· Перевода из рамки проблемы в рамку решения.
· Выбора техники под заявленный симптом.
· Ассоциации и диссоциации.
· Укрупнения, разукрупнения и перемещения по аналогии.
· Якорения (в разных модальностях).
· Позиционных переходов.
· Вербального рефрейминга (смысла и контекста).
· Разбивки состояния.
· Обратного хода и технологического анализа своей работы.
· Выявления вторичных выгод.
Форматы и методы работы:
· Сбор информации и формулирования целей.
· Описание состояний с помощью внешних показателей.
· Субмодальности.
· Работа с субличностями.
· Экологическая проверка.
· Проверка эффективности своей работы.
· Обратная связь высокого качества.
Модели (учитывая их применение в различных контекстах):
· Т.О.Т.Е.
· S.C.O.R.E.
· Логические Уровни.
· Метамодель (Милтон-модель).
· 3-х позиционное описание.
Техники (знание каждого шага с обоснованием):
· Решение коммуникативной ситуации с помощью 3-х позиционного описания.
· Интеграция якорей.
· Интеграция Логических Уровней.
· Изменение личностной истории.
· 6-ти шаговый рефрейминг.
· Визуально-кинестетическая диссоциация.
· Паттерн взмаха.
· Визуальное сдавливание.
· Быстрое лечение фобий.
· S.C.O.R.E. на линии времени.
· Стратегия творчества Уолта Диснея.
Поощряется расширение курса «НЛП-Практик» за счет углубленного изучения тем и привлечения форматов, методов и моделей НЛП (системного НЛП, гипнотических практик, работы с изоморфными и гомоморфными метафорами, моделирования стратегий, практик и форматов Нового Кода, NHR и DHE, Боевого НЛП). Расширение курса по содержанию должно подтверждаться и мотивироваться расширением курса по продолжительности.
Критерии и процедуры сертификации:
Под фундаментальными способностями НЛП-практика, оцениваемыми в ходе сертификационного экзамена, мы будем понимать такие способности, как:
· установление раппорта (подстройка и ведение на разных уровнях);
· ясность восприятия (калибровка, описание состояний с помощью внешних показателей, сенсорная обратная связь);
· ясность получаемого результата (ориентация на рамку решения, сбор информации и формулирование целей);
· системность мышления (многоуровневая диагностика, выбор техники под заявленный симптом);
· конгруэнтность в коммуникации (поведенческие подтверждения пресуппозиций НЛП, вызов и поддержание собственных ресурсных состояний);
· гибкость (переходы с формата на формат, переходы из модели в модель, вербальные рефрейминги, Милтон-модель);
· способность последовательно ориентироваться на ресурсы (знание шагов техник с обоснованием);
· соблюдение экологии (выявление вторичных выгод и их удовлетворение, позиционные переходы, проверка результата через эффекты);
· осознанная компетентность (обратный ход и технологический анализ своей работы, обратная связь высокого качества).
Оценка осуществляется в форме письменного теста и поведенческой проверки. Желательно ознакомление студентов с процедурой сертификации до экзамена. Письменный тест раскрывает степень усвоения и интеграции следующего содержания: пресуппозиции, определение результата, раппорт, якорение, репрезентативные системы, Метамодель (Милтон-модель), временная линия, субмодальности, шаги техник, экология. Выбор содержания и формы письменного экзамена производится тренером НЛП и приспосабливается к соответствующему опыту участников.
Поведенческая оценка дает возможность участникам конгруэнтно показать поведенческий уровень интеграции пресуппозиций, продемонстрировать избранные техники, в особенности идентификацию проблем, идентификацию результата, раппорт, восприятие, гибкость, сенсорную обратную связь. Выбор содержания и формы письменного экзамена производится тренером НЛП и приспосабливается к соответствующему опыту участников.
Сертификация НЛП-практиков требует привлечения в качестве ассистентов специалистов как минимум уровня НЛП-мастер.