«Никакого зомбирования. Только законные методы»: о возможностях нейролингвистического программирования рассказывает автор курса «НЛП для руководителя», НЛП-тренер Максим Домников.
— Максим Сергеевич, не секрет, что к нейролингвистическому программированию, или НЛП, многие относятся настороженно.
— Начнем с того, что «программирование» или «манипулирование» — понятия, которые зачастую ошибочно составляют один ассоциативный ряд — не одно и то же. «Программы» в НЛП – это набор прикладных техник, которые позволяют человеку по определенным стратегиям, по шагам решить ту или иную проблему, достичь своих целей – счастья в личной жизни или успеха в делах, понять свое предназначение, понимать коллег или собеседников, и так далее.
Одно из ключевых понятий НЛП – моделирование. Передача опыта и навыков от мастера к ученику, от родителя к ребенку — это естественный порядок получения знаний; так вот моделирование — это и есть процесс наблюдения и описания эффективных механизмов, психологических стратегий, составляющих основу выдающихся достижений успешных людей. Базовый курс «НЛП-практик» содержит 38 моделей достижения цели, «снятых» с известных ораторов, бизнесменов, консультантов, переговорщиков, юристов, политиков, и многих других. Набор действующих моделей и техник содержит и курс «НЛП для руководителей».
— Похоже, что техники НЛП помогали добиваться различных целей и вам?
— Мне 35 лет, последние полтора года я в бизнесе, а до этого 16 лет работал в органах министерства внутренних дел – в отделе по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП). Начинал оперуполномоченным районного звена, затем занимал должность руководителя отдела ОБЭП, имея около 20 оперуполномоченных в подчинении, а уходил же с руководящей должности Центрального аппарата МВД города Москва.
С НЛП я впервые познакомился в 1998 году на кафедре юридической психологии Нижегородской академии МВД. Применяя приобретенные знания, я стал лучше понимать людей, руководителей смежных структур. Это позволяло продвигаться по службе. Но сведений из книг мне хватило лишь до тех пор, пока я не стал руководителем. Количество проблем увеличилось с ростом каналов взаимодействия. Я понял, что мой привычный стиль работы – вежливый, договаривающийся, основанный на взаимном понимании и доверии – работает не со всеми. Люди устают, у них бывают стрессы, проблемы личного характера, скрытые мотивы…
Я потратил 5 лет на то, чтобы освоить все существующие психотехники НЛП, и все знания применял в руководстве и управлении людьми. Именно наборы моделей стали для меня инструментом, позволившим на 300% повысить эффективность нашей работы, в сравнении со средними результатами по направлению. Так что тренинг «НЛП для руководителей» будет состоять из исключительно прагматичных рецептов, моего личного опыта, обкатанного на реальном коллективе и жесткой практике управления сотрудниками в системе органов внутренних дел.
— Какие свои знания вы намерены передавать слушателям?
— Фактически, курс позволяет понять, как максимально эффективно использовать свой коллектив. Все знают, что по закону Парето 20% людей дают 80% результата. Когда-то то же самое было у меня в отделе. Что делать с остальными 80%, как развернуть эту ситуацию? В мастерском курсе НЛП для этих целей существуют специальные методики.
Есть достижимый идеал эффективности коллектива – 90% положительных и 10% обратных примеров. Стопроцентной эффективности добиться невозможно, 10% — необходимый минимум, с которым ситуация реальна. Мы группируем нерадивых сотрудников (те самые «обратные примеры») и начинаем с ними работать: кого-то учить, кого-то «лечить», передоговариваться, менять их мышление. Принуждать, если надо. Речь идет лишь о полностью законных методах убеждения и внушения. Поэтому я бы сформулировал содержание курса примерно так: «Как руководить без конфликтов». Руководители должны создавать для подчиненных такую среду, в которой просто невозможно быть неэффективным, не трудиться, не приносить пользу компании.
— Какие инструменты и методики НЛП используются для достижения эффективности в бизнесе?
— Наша главная цель — контролируя формирование у сотрудников новых позитивных убеждений и установок, создать своего рода «монашеский орден», в котором людей можно было бы мотивировать даже нематериально.
Для этого на начальном этапе мы помогаем подчиненным из числа «обратных примеров» разобраться, что для них действительно важно.
У любого негативного или противодействующего поведения есть позитивное намерение. Справиться с противодействием помогает техника «шестишагового рефрейминга»: разобрать ситуацию по шести шагам, найти позитивное намерение, выработать творческий вариант — решение, которое будет устраивать всех, и сотрудника, и руководителя. Существует и техника разрешения конфликтных ситуаций под названием «трехпозиционное описание». Если же негативные установки настолько сильны, что люди решают не прилагать усилий к изменениям и уходить… Это нормально.
Если человеку нужны стабильность, статус, нематериальные блага, пусть даже и материальные – применяется техника «Договор частей». Вкратце ее суть: «У тебя есть свои ценности, у меня свои и если ты хочешь их сохранить – выполняй задачи».
Есть также такое понятие, как «метапрограммные профили». Это наши неосознаваемые черты характера, привычки, «фильтры» внимания, если хотите. Они формируются автоматически во время развития человека. И зная «метапрограммы» наших подчиненных, мы можем быстро выявлять их сильные и слабые стороны. Природные склонности, чтобы получить от них наибольшую отдачу. Даже на этапе подбора кадров работа с метапрограммами позволяет по особенностям мышления, определяющим поведение, сразу выявить подходящих кандидатов, не затрачивая время на испытательный срок.
Эти термины звучат сложно и непривычно, но на деле все очень просто. Мы обучаем по шагам и на демонстрациях, как это применять в жизни
— Что на выходе получает руководитель, прошедший такой курс обучения созданию высокоэффективных команд по «системе Домникова»?