Привет друзья.)
В предыдущих материалах, мы заикнулись, что будем отвечать на вопрос, можно ли и как предотвратить конфликт, до его появления?
И здесь, в этой статье, вы найдете на него ответ…
Начнём с очевидного факта:
Прежде чем вообще втягиваться конфликт,
можно его просто не допустить.
Но как это сделать?
Вы задумывались, почему люди конфликтуют?
Из прошлых материалов (см. часть 1) мы помним, что конфликт — это рассогласованность мнений.
И происходит это потому, что люди по-разному (!) интерпретируют (!) мнения (!).
А это, в свою очередь, происходит потому, что у всех нас свои особенности восприятия, свой опыт, можно даже сказать — «свои мозги».
Конечно, тут есть влияние среды в которой мы росли, воспитывались, книжек, которые читали и фильмов, которые смотрели. В общем, всё тянется из нашей личной истории.
Поэтому, когда мы общаемся и высказываем что-либо (особенно, если вы чувствуете, что назревает конфликт), то человек может интерпретировать ваши мысли, условно, либо в плюс, либо в минус.
Если в плюс, то это не конфликт.
А если в минус, то тут мы понимаем, что что-то идёт не так.
Давайте рассмотрим миротворческий вариант
(решаем конфликт по-хорошему).
Первое, что нужно сделать — это понять, правильно ли вы трактуете ситуацию? Одинаково ли вы её воспринимаете?
Для этого, задайте простые вопросы:
- Правильно ли я тебя понимаю?
- Как ты понимаешь, так ли это?
В качестве примера…
Два учредителя договариваются об участии в проекте по построению бизнес-центра (вся история в видео, см. с минуты 4:25).
Возникает закономерный вопрос: как деньги делить будем?
Первый отвечает: «по справедливости».
Для второго — это серьёзный маркер, слишком общее слово.
Ваша задача, на данном этапе, любое «сомнительное» и общее слово — уточнить.
Важно понимать, что за такими словами стоят процессы и критерии для сравнения.
И наша позиция здесь, это просто высыпать «пазлы на стол» и обратить внимание собеседника, правильно ли мы на это смотрим? Ты видишь, (слышишь), тоже что и я? Ты это так же воспринимаешь?
Это важно, даже если кажется очевидным.
Именно это, позволяет избежать возможного конфликта.
Можете даже взять на вооружение следующее убеждение:
«Лучше слегка удивиться сейчас, чем сильно озадачиться потом».
Или как ещё говорят: «лучше договориться на берегу».
И разойтись, не конфликтовать.
Кто проходил наш курс НЛП-Практик, знают, что это называется мета-моделью языка.
Если упростить и без терминов, то это знание о том, каким образом люди искажают восприятие реальности.
Для темы нашего курса, нам достаточно понимать, что существуют 3 процесса искажения информации:
— Опущение (часть информации не озвучивается).
— Обобщение («из мухи слона»).
— Искажение (каждый воспринимает ситуацию по-своему в голове).
И именно поэтому, так важно «ловить» эти слишком общие и непонятные позиции собеседника, и открыто, совместно их разбирать. Правильно ли мы, друг друга, вот здесь, понимаем?
В качестве иллюстрации, еще одного подхода к предотвращению возможных конфликтов, смотрите пример из видео (см. с минуты 8:57)
Для тех из вас, кто продолжил читать, вот краткая выжимка.
Два приятеля, договорились участвовать в одном новом бизнес-проекте. Начали согласовывать первые шаги, как вдруг, у одного из них, возникает «тонкий» протест. Он берет паузу. Затем звонит второму участнику и открыто его озвучивает. И с удивлением, узнает, что и его приятеля, тоже есть определённые протесты на счёт этого нового проекта.
Почему мы привели эту историю?
Она иллюстрирует несколько важных моментов, напрямую связанных с тем, как не допустить будущий конфликт:
1. Обращайте внимание на свои ощущения, по поводу будущих событий, особенно совместных. Если там, уже сразу, что-то не так. Это знак возможного внутреннего конфликта (об этом, тут пока не будем).
2. Просчитывайте экологию целей. Не будут ли потери, от участия в Х, слишком велики? Используйте Квадрат Декарта. Задайте себе несколько «хитрых» вопросов:
— Что будет, если я приму это решение?
— Что не произойдет, если я приму это решение?
— Что случиться, если я НЕ поступлю так?
— Что НЕ случиться, если я НЕ сделаю это?
3. Открыто озвучивайте, какие ваши ценности, по вашему мнению, нарушаются или находятся под угрозой.
Как в примере, из этой истории (минуты) у обоих сторон, нарушались ценности времени и развития собственных проектов.
Обсудите эти моменты с вашим собеседником. Можно сказать, идите с «открытым забралом», т.е. честно и прямо озвучивайте, что у вас, в данной ситуации не проходит проверку экологии.
4. Выслушайте друг друга 😉
Итого, давайте подытожим.
Как предотвратить возможный конфликт:
1. Не дать ошибиться. Помнить, что вы сами можете воспринимать ситуацию иначе.
2. Не дать себя ошибить. Помнить, что другой человек (возможно) не вынашивает в отношении вас негативных планов, а просто смотрит на ситуацию по-другому.
Ваша задача — уточнить, привести к общему знаменателю, правильно ли вы смотрите на вещи.
От такой стратегии есть одна побочная выгода.
Вы тем самым, как бы «протестируете» человека. Сразу узнаете и как он относиться к вам лично, и к возможному конфликту, и к совместным целям (и есть ли они). Это будет дополнительной информацией, в случае, если придётся выбрать другие стили управления конфликтной ситуацией (т.е. не миротворческий вариант).
Так же, помните про важность уточнения «общих» и «непонятных» слов, которые можно трактовать по разному. Всех их, уточняем до тех пор, пока не станет, как мы это говорим «сенсорно очевидно», что это.
Например, в договоре будет написано: разделение долей 30% на 70%, а не воспринимаем на слух «по справедливости» или «тебе понравится».
Доверяй, но проверяй 😉
«Если не…» Если, вы все это сделали, а в ответ все равно летит какая-то пурга, значит, либо человек «странный», либо он замышляет манипуляцию в вашу сторону.
Что делать в таком случае, расскажем в следующем видео! До встречи.)
Данную тему — управления конфликтами, мы будем очень подробно осваивать на ближайшей ступени
Практик’а боевого НЛП.
22-23 мая.